
Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыка!
По первому образованию я дирижер-хоровик. Я знаю, как хорошо влияют на дикцию распевки, пропевание коротких попевок, песенок. Работая с тяжелыми детьми или с маленькими капризулями, я часто прибегаю к волшебному музыкальному воздействию. В процессе работы использую шумовые музыкальные инструменты (бубен, ложки, колокольчики, погремушки), электропианино, гитару. Так же очень хорошо влияет на речевое развитие и коррекцию использование логоритмических композиций. В своей практике я опираюсь на композиции Т. Железновой. Так же знакомые песни мы прохлопываем, подпеваем окончания, добавляем движения по тексту. Все это активизирует речедвигательные процессы. А в коррекции заикания без пения не обойтись!
Музыка, пение, движения и речь тесно взаимосвязаны:
♦ музыка способствует развитию слухового восприятия и внимания на неречевые звуки, задает динамику и выразительность исполнения, развивает способность различать звуки на слух, способность выражать мысли словами, движениями и жестами, развивает воображение.
♦ движения создают ритм, который является залогом четкой артикуляции, значительно облегчают трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а музыкально-ритмические движения формируют эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации.
♦ пение требует работы артикуляционного аппарата, что помогает развитию четкой дикции, овладению ритмическим строем языка, пополнению словарного запаса, развитию памяти ребенка и знакомства с новыми понятиями.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. И особенно хорошо, если они будут сопровождаться музыкой.
Исключительная ценность использования музыкально - игровой деятельности, как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения — базиса различных видов искусства.
Помимо музыкальных методик в логопедии активно использую театрализованную деятельность. Желание передать характер героев любимых сказок побуждает моих учеников менять темп, тембр, эмоциональную окраску речи. Заучивание диалогов, стихов, песен оказывают огромную помощь в речевом развитии и коррекции речевых нарушений.
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет!
Автор: Логопед-дефектолог клиники «Семейный доктор» Ткачева Анна Александровна.
Список использованных источников:
-
Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается.
-
Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения.
-
Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением